SkaLLa (sk_alla) wrote,
SkaLLa
sk_alla

Черногория – часть 5. Остров Святого Стефана и ещё парочка святых мест.

Наверное, в каждой стране есть свои места, с которыми она у нас ассоциируется. Именно они красуются в путеводителях, рекламных буклетах и на туристических сайтах, настойчиво зазывая посетить ту или иную местность. И впервые оказавшись в новой стране, мы стремимся во что бы то ни стало своими глазами увидеть заманившую нас сюда достопримечательность. В Черногории такой достопримечательностью является остров Святого Стефана (Sveti Stefan).

Проснувшись одним прекрасным утром и обнаружив за окнами не совсем прекрасную погоду в виде дождя, мы поняли, пляж сегодня не светит. А чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы потраченное драгоценное время отпуска, решили употребить его на осмотр этого знаменитого острова.

Находится Свети-Стефан в 7 км к юго-востоку от Будвы и добраться туда можно на автобусах Mediteran Express (стоимость проезда 1,5€).

Впервые остров под таким названием упоминается в летописях 1442 г. Тогда племя(општина) Паштровичей напало и ограбило турецкую галеру, идущую на Котор. Вдохновившись победой они воздвигли на острове крепость и церковь в честь Св.Стефана.

Во времена господства Венецианской республики город-крепость был важным транспортным узлом и защищал бухту с моря. А потом постепенно превратился в обычный рыбацкий поселок и на долгие годы наступил упадок, население острова становилось всё меньше и меньше. Во времена Югославии, в 1950-х годах его последние 20 жителей были переселены на материк, а сам Свети-Стефан превращён в роскошный остров-отель, ставший одним из самых престижных курортов мира. Сейчас он находится в аренде крупной сети элитных отелей Aman Resorts и по-прежнему является местом отдыха богатых и знаменитых, а посему закрыт для простых смертных туристов – вход на остров только для постояльцев отеля.

Пляж с чудесной меленькой галькой нежного розового оттенка тоже не для бедных людей – аренда пляжного инвентаря 75€.

На остров охранник, бдительно несущий свою службу перед шлагбаумом, нас не пустил – видать рожей не вышли не сошли за постояльцев отеля, моросящий дождь и кусючие цены к отдыху на пляже не располагали, и всё же нам удалось немножко приобщиться к жизни богатых и знаменитых. Дело в том, что на берегу раскинулся огромный ботанический сад Милочер. Раньше он, как и одноимённый курорт, находился во владении королевской семьи, теперь же доступен абсолютно для всех.

От одного пляжа к соседнему (Милочер) ведёт аккуратная дорожка, проложенная вдоль моря в скалистом берегу под сенью сосен. До чего ж приятно пройтись по ней, вдыхая полной грудью упоительный аромат хвои, смешивающийся с запахом моря и свежестью дождя.

(кто-то из богатых и знаменитых, совершая утреннюю пробежку, случайно попал в кадр)

А можно присесть на одну из лавочек в ожидании принца, живущего на острове вместе со своим белым конём.

Пляж Милочер ещё уютней и симпатичней своего соседа и не уступает ему ни бирюзовостью кристально чистой воды ни приятностью розовой гальки, ни ценами.

Есть ещё один пляж, совсем крохотный, надёжно спрятанный от посторонних глаз среди скал и густой растительности – это пляж Королевы (кстати, пляж Милочер ещё называют пляжем Короля – наверное, ранее им пользовались мужчины королевской семьи, а пляжем Королевы – женщины). Но прогуляться по пляжу Королевы у нас не вышло, подступы к нему перекрыты – там вроде как находится летняя резиденция черногорского президента.

Дождь продолжал моросить с переменным успехом, и о пляже нечего было и думать, поэтому мы решили продолжить культурную программу и посетить несколько православных монастырей, находящихся в этой округе. Первый, расположенный совсем недалеко, километрах в 1,5 – мужской монастырь Прасквица.

Его название происходит от местного названия персиков (прасква) – вроде как вода в близлежащих источниках имеет лёгких аромат этих фруктов.

Считается, что монастырь был основан ещё в 1050 г., но первое письменное упоминание относится к 1413 г., когда правитель княжества Зета, Балша III пожертвовал средства на строительство монастырской церкви Святого Николая Чудотворца. Вот только до наших дней первоначальный облик храма не сохранился – в 1812 г. французские войска разграбили монастырь и разрушили церковь. Новая церковь Святого Николая была построена в XIX в., однако при ее строительстве использовались остатки стен и уцелевшие фрески старого храма.

От монастырского кладбища начинается тропа Егора (Jeгоров пут), ведущая к деревушке Челобрдо. Эту тропу 10 лет выкладывал из камня и прорубал в скалах однорукий монах из России Егор Строганов, прибывший сюда в начале ХІХ в. По этой тропе мы и двинулись дальше.

Поднимаясь всё выше и выше.

Тучи меж тем становились всё гуще и темнее, ветер всё сильнее и холоднее, а наши лица всё суровей и мрачнее.

Вот-вот грозил разразиться страшный ливень. Видя, что удачи не видать, мы сели и принялись ждать у моря погоды.

И таки дождались. Так что теперь я совсем по-другому буду воспринимать это крылатое выражение.

Сверху прекрасно просматривались пляжи Св. Стефана:

пляж Милочер (пляж Короля)

и пляж Королевы.

Ещё немного полюбовавшись красивейшими видами Будванской ривьеры, мы продолжили свой путь, и вскоре вышли к небольшой смотровой площадке и памятному знаку, венчающему тропу Егора.

Хоть монах этот и принял обет молчания, его печальная история всё равно сохранилась и передаётся из уст в уста.
А история такова: Егор Строганов был офицером российской царской армии, и была у него единственная дочь Екатерина, которую соблазнил некий гусар. Разгневанный отец вызвал соблазнителя на дуэль, на которой и потерял руку, но всё же застрелил обидчика. Дочь от такого горя убежала из дому и пропала, а Егор Строганов после долгих безрезультатных её поисков приехал в черногорский монастырь для покаяния. Спустя какое-то время в этом же монастыре появился молодой послушник, принявшийся активно помогать Егору. Впоследствии оказалось, что послушник этот на самом деле и есть та самая пропавшая дочь. Оба они, и Егор Строганов и его дочь похоронены на монастырском кладбище.

Погрустили мы немного над их судьбой,

да и пошли дальше. По широкой асфальтированной дороге, через совершенно крохотное, всего в несколько домов, село Челобрдо.

(источник со святой водой напоминающий о неком братсве Миковичи)

(а рядом полуразрушеный дом с памятной табличкой)

Дорога вывела нас к ещё одному монастырю – Успения Пресвятой Девы Марии (его ещё называют Рустово (Руштово), от названия близлежащей деревеньки).

Пока мы шли, встретили одну семью из Питера, отдыхающую у Будве и, так же как и мы, решившую с пользой дела употребить непогожий день, да ещё к самому монастырю подкатило авто с «паломниками». И вот все вместе мы подошли к вратам монашеской обители. Врата были закрыты. Но каждому христианину известна истина «стучите, и отворят вам». И мы принялись стучать (точнее звонить в специальный колокольчик у ворот). И нам отворили… приветливая монашка. Тем, кто был одет неподобающе, она выдала накидки и принялась воодушевлённо рассказывать про монастырь, показывая его небольшую территорию.

Монастырь Рустово сравнительно новый, основан в 2003 г., но имеет древнюю предысторию. Здесь захоронено почти 1400 представителей черногорского племени Паштровичей, которые в 1381 г. в борьбе между Венгрией и Венецией за власть над этими землями поддержали Венецию, за что  и были зверски убиты карательной экспедицией венгерского короля Людовика (Лайоша) І Великого. Вскоре на месте захоронения была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Она несколько раз страдала от землетрясений, но каждый раз отстраивалась и теперь является главным храмом монастыря.

Кроме неё здесь есть ещё часовня Святого Бенедикта Нурсийского и новая (2005 г.) церковь Святых царских мучеников Романовых (наверное, именно благодаря последней это место очень популярно среди российских туристов).

Монастырь совсем невелик и живёт в нём всего 7 сестёр, которые в свободное время занимаются сбором целебных трав, из которых сами изготавливают различные косметические средства, чаи, лекарственные сиропы и т.п. (при монастыре имеется небольшая лавка, где всё это можно купить).

Хоть я не являюсь религиозным человеком, но очень люблю посещать всевозможные церковные сооружения и, особенно, монастыри – они привлекают меня красотой архитектуры, внутреннего убранства и своей приятной атмосферой. Вот только чувствую я себя при этом немного неловко т.к. не знаю, как правильно вести себя в подобных местах. Впрочем, в этот раз мне было проще, кроме нас были ещё «правильные» паломники, которые бойко крестились и целовали иконы, а выйдя за ворота монастыря, устроили настоящую фото-сессию. Выглядело это как-то странно и неуместно, хотя, может, я просто чего-то не понимаю.

За стенами монастыря наши пути с остальными его посетителями разошлись – они отправились в обратный путь, ну а наш путь был только вперёд. Тем более что впереди, совсем рядом, находится ещё один монастырь – Дульево.

Он основан в середине XIV в. во времена правления царя Cтефана Душана. Долгое время монастырь был центром духовной жизни страны, в середине XVII в. в его стенах принял постриг 1-й сербский Патриарх Арсений III Черноевич. Пережил и тяжёлые времена: в 1785 г. его сожгли турки, во время I Мировой разграбили австрийцы, в 1979 г., как и многие другие строения, почти полностью был разрушен сильным землетрясением. Сейчас, вдали от мирской суеты, он продолжает жить своей жизнью. Вот только из мужского, в 2002 г. он превратился в женский монастырь.

(главный храм монастыря – церковь Святого Стефана Первомученика)

Поскольку паломниками, странствующими по святым местам, мы не являемся, решили не нарушать покой данной обители своим праздным любопытством – немного отдохнули в тени разлапистых деревьев, напились целебной воды из источника Святого Саввы (Саввина вода),

(считается, что водой из этого источника были исцелены от брюшного тифа  воины царя Стефана Душана, именно поэтому в благодарность Богу он и воздвиг здесь храм Святого Стефана Первомученика, а вода и сейчас помогает людям, страдающим заболеваниями желудка)

да и пошли дальше.

Дорога шла вниз и была лёгкой и приятной. Ещё более приятной её делали живописные виды на море и горы.

Но приятности закончились, как только мы зашли в очередное горное селение (назвать его селом или деревней язык как-то не поворачивается, уж очень презентабельные там дома). Вот только жители его не считают нужным привязывать своих собак, и те с грозным лаем то и дело преграждали нам дорогу. К счастью, очень скоро нас подобрал один из местных жителей и подвёз прямо к пляжу посёлка Каменово.

Небо к этому времени полностью очистилось, солнце светило вовсю и от утренней непогоды не осталось и следа. Так что пляж оказался весьма кстати.

Пляж Каменово нам очень понравился – места много, людей мало, приятный крупный песочек, чистейшая вода, да и вид на Свети-Стефан имеется.

Тёплая морская вода (а в этот день она была на удивление тёплой) быстро смыла дорожную пыль, а вместе с ней и всю усталость, поэтому возвращаться в Будву мы решили не на автобусе, а пешком вдоль моря. И ни разу не пожалели, поскольку по пути увидели много интересного.

От пляжа Каменово к соседнему посёлку Рафаиловичи ведёт довольно симпатичный пешеходный туннель, прорубленный в скале.

Пляж в Рафаиловичи запомнился весьма живописными слоеными скалами.

А следующий за ним посёлок Бечичи позабавил скульптурой на территории одного их отелей: если у нас в своё время были весьма популярны скульптуры «Девушки с веслом», то здесь, очевидно, в почёте её подружка – девушка с ядром.

Бечичи и Будву соединяет ещё один пешеходный туннель. О нём я узнала из поста terwik, иначе нам бы ни за что не пришло в голову искать проём в стене недостроенного отеля «Dukley Gardens» и соваться в сомнительного вида туннель, зайдя в который мне как-то сразу вспомнились фильмы ужасов про разных маньяков-убийц.

Впрочем, дальше он выглядел поприличней – имелось уже что-то вроде щелей-окон, а стены украшали такие вот милые картинки с черногорским алфавитом, местными достопримечательностями и рассказом о них на русском языке.

На выходе из туннеля нас ждало ещё одно потрясение – глядя на неадекватные цены на аренду пляжного инвентаря в районе Свети-Стефана, я была уверена, что это самые дорогие пляжи в Черногории, но нет, самый дорогой был здесь – 100€.

Вот такой у нас вышел интересный и насыщенный денёк.

Время поездки - июнь 2015 г.

Tags: Свети-Стефан, Черногория, море, церковные сооружения

Posts from This Journal “Черногория” Tag

promo sk_alla may 5, 2015 17:27 20
Друзья, хочу поделиться радостной новостью – вышла в свет первая книга моего сына. Конечно «книга» - это громко сказано, так, небольшой сборник рассказов о школьных приключениях. И всё же, это подтверждение того, что мечты сбываются! А началось всё с того, что мой сын,…