SkaLLa (sk_alla) wrote,
SkaLLa
sk_alla

А горы всё выше, а горы всё круче...

Рано или поздно, когда родные Карпаты уже более-менее исхожены, и наивысшая их (да и всей Украины) вершина Говерла на личной карте давно отмечена флажком как посещённое место, возникает непреодолимое желание двигаться дальше, выше…

Наивысшая точка Румынии – гора Молдовяну (рум. Vârful Moldoveanu, 2 544 м), не очень далеко и не слишком высоко – самое то! Легкомысленно думала я, соглашаясь на эту поездку.

Уже собирая вещи и решив из любопытства посмотреть на фейсбуке, что за компания собралась – в этот раз предстояла не привычная вылазка в горы в нашей крепко спаяно-спитой команде, а коммерческий поход с незнакомыми людьми.  Так вот, взглянув на участников похода, я обнаружила, что все они сплошь марафонцы, кроссфиттеры и просто очень крепкие ребята – совсем не то, что при коммерческом подъёме на нашу Говерлу. Стало немного неуютно. А увидев в нете фотографии с предстоящего маршрута, где люди ползут по скалам, цепляясь за железные цепи, да узнав километраж, я всерьёз призадумалась, не переоценила ли я свои силы. Но отступать было поздно – готовенький к походу рюкзак радостно смотрел на меня.

И вот два мини-буса, полные спортивных, крепких и оптимистически настроенных людей, отправились в путь-дорогу на ночь глядя.

Пересечение украинско-румынской границы прошло легко и просто, а главное быстро – безвиз значительно «приблизил» для нас Европу, так что утренний кофе был уже на румынской заправке.

А дальше путь по живописному ущелью Биказ (рум. Cheile Bicazului – Ключи Биказа), которое считается самым глубоким и длинным в Румынии.

Дорога, зажатая меж бурной горной рекой и высоченными скалами – грозная, захватывающая дух красота. Вот здесь нам дух как захватило, так отпустило только на обратном пути.

(Ну что может быть милее людей, делающих селфи?..)

Небольшой привал-перекус.

DSCN9568.11

DSCN9575.11

И снова в путь. Путь неблизкий, через полстраны, к горному массиву Фэгэраш (рум. Munţii Făgăraşului) в Южных Карпатах, именно там наша цель – г. Молдовяну.

Только к вечеру, часам к 6-ти мы прибыли на место. Место, где заканчивалась комфортная поездка в бусе и начинался пеший поход.

Погода, меж тем, неумолимо портилась. И пока мы ели-пили-собирались испортилась настолько, что начал накрапать мелкий дождик, быстро перешедший в проливной.

В начале похода туристы обычно выглядят лихими и придурковатыми весёлыми и задорными, мы выглядели как-то так…

Дальше было ещё хуже и непривлекательней. Дождь и не думал заканчиваться. Напротив, становился сильней, словно посчитал своим долгом встретить нас и сопроводить к месту стоянки. Зато, как только мы оказались возле туристического приюта Cabana Valea Sâmbetei, сочтя свой долг выполненным, дождь тут же прекратился. Так что наш лагерь мы разбивали пусть и не при чистом небе да ярком солнце, а в сумерках, но зато без дождя.

И всё же ввиду неблагоприятной погоды наш завтрашний маршрут был несколько скорректирован – вместо сквозного, ведущего к Транфэгэрашскому шоссе, теперь он предполагал возврат к месту стоянки.

Меня эта новость обрадовала. Признаться честно, я побаивалась сквозного маршрута и всё сильнее сомневалась в своих силах, а так… да, километраж выйдет больше, зато идти будем налегке и в любой момент можно сойти с дистанции и подождать возвращения группы. Не то что бы я заранее настраивалась смалодушничать, но наличие пути к отступлению очень успокаивало. Так что уверенная в завтрашнем дне, я погрузилась в мир сладких снов, разумеется, после горячего ужина да переодевшись в тёплую сухую одежду.

Утро выдалось достаточно добрым.

Взбодрившись умыванием в горной речушке Симбета (рум. Sâmbetei), что текла по соседству, и позавтракав, мы начали подъём.

(Прощальный взгляд на место нашей стоянки, пока оно ещё виднеется вдали.)

(А нам воооон туда..., - наивно пологала я. На самом деле нам чуууууть дальше.)

Практически сразу стало понятно – это не привычные украинские Карпаты. Тут совсем другие масштабы. Другой размах. Они выше, они стремительней.

DSCN9640.11

«А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!», -
очень точные слова как-то сами всплыли в уме.

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду?...»

Но как Айболиту мне не повезло, орлы не спустились, и подвести не предложили.

Зато спустились тучи.

DSCN9674.11

Но потом, у самого перевала Ферястра Маре (Fereastra Mare), точно оправдывая его название, которое переводится как «большое окно», нам действительно открылось окно, большое.

Ещё совсем чуть-чуть и мы, ю-хууу!
38138922_2304228679617128_1872726622910545920_n

На перевале! Самое тяжёлое позади! В очередной раз наивно думала я.

(На фото туристы всегда хотят выглядеть вот так)

(Но на деле выглядят как-то так)

(Снова окно. И за нами, походу, наблюдают.)

Дальше был новый подъём.

DSCN9702.11

Потом спуск. Потом снова подъём и снова спуск. И так… уж и не помню сколько раз, 4 или 5.
Это злило и раздражало, и невероятно выматывало.

DSCN9743.11

Погода менялась примерно с такой же периодичностью: то наползал густой туман, то начинался дождь. А потом, тучи расступились, открывая нам такую красоту, от которой не то, что дух захватывало (его нам захватило ещё в Биказе), дух поднимало в какую-то невероятную высь, над вершинами, облаками… куда-то очень высоко.

Когда усталость начала заявлять о себе достаточно настойчиво, а мерзопакостный дождик припустил особенно сильно, где-то на подходе к вершине Виштя Маре (Vistea Mare) мы добрели до второго горного приюта (1-й был меж вершинами Slânina и Gâlâsescu Mare, но он был в плачевном состоянии и мы там не останавливались). Этот же был в полном порядке (стол, лавки, двухъярусные лежаки) и здесь уже расположилась компания туристов из Молдовы. Они поднялись другим, более коротким путём и теперь беззаботно валялись на лежаках, подъём на Молдовяну у них завтра. Счастливые… Может остаться с ними?.. – вкрадчиво нашёптывал внутренний голосок. Но нет, небольшой отдых, перекус и снова вперёд, вверх.

DSCN9762.11

Несмотря на то, что мы вроде как отдохнули, подкрепились и должны были набраться сил и энергии, сил почему-то не было. Я еле волочила ноги, они же отчаянно сопротивлялись, и волочиться никак не хотели. Даже сил смотреть по сторонам не было. Взгляд цеплялся за торчащие камни, таща за собой к земле бренное тело.

DSCN9713.11

В какой-то момент стало особенно тяжело.
Почему, ну почему я не осталась в том приюте с молдаванами? – не переставала корить я себя. Каждый шаг давался с невероятным трудом, после чего я тяжело дыша останавливалась. Это всё...

Я уже готова была сказать замыкающим, чтобы шли дальше, а я подожду здесь возвращения группы, но припустивший снова дождь погнал меня вперёд.

И вот, наконец, показалась наша вершина, Молдовяну. Она звала, манила, дразнила. Слабо?!

А потом начался скалистый участок, тот самый, с цепями, что так впечатлил меня в нете. Я думала, будет страшно. Но нет, страшно не было. Я уже не чувствовала ни страха, ни усталости. Когда вершина так близко…
Я знала, что если надо, то буду зубами цепляться за цепи, ползти на четвереньках, но я дойду! Я вижу цель!

DSCN9756.22

Ещё немного, ещё чуть-чуть…

Оказавшись на вершине, чувствуешь… Облегчение, радость, восторг, гордость (я смогла!), счастье… Да не передать словами всё, что чувствуешь там.

А ещё отчётливо понимаешь, «покорить вершину» говорят лишь недалёкие люди. Не вершину ты покоряешь, ты покоряешь себя, свою слабость, лень малодушие, страх…

Путь от нашего лагеря к Молдовяну занял у нас 8 часов (рабочий день, между прочим). Назад предстоит идти столько же. А посему, как бы ни было здорово находиться на самой высокой вершине Румынии, пора спускаться с небес на землю.

Обычно спуск с горы – это движение вниз. Легко и быстро. Но не в этом случае. Нет, сначала действительно было вниз, но потом вверх, и снова вниз, и снова… ну вы поняли… и так 4 или 5 раз.

(Да, это такая тропа)

Конечно, было тяжело, но уже без вариантов, отступать-то некуда. Замыкающий, вопреки своему характеру, очень терпеливо сносил моё медленное передвижение, лишь напряжённо дышал в спину, когда я останавливалась передохнуть.

DSCN9764.11
(Не только безумные туристы лезут в горы, овцам тоже неймётся)

Так, любуясь румынскими Карпатами в лучах заходящего солнца, мы медленно, но уверенно двигались к нашему лагерю, пока не наступили сумерки, быстро сменившиеся непроглядной темнотой ночи. Но меня это нисколько не пугало – опыт ночных походов у нас имеется, да и основную часть пути мы уже прошли, остался лишь прямой спуск. Каких-то всего-ничего.
И вот тут…

Мой фонарик помигал немного и погас. Теперь наш замыкающий стал для нас настоящим поводырём. Пройдя немного, он оборачивался, освещая дорогу мне. Сзади каменистый спуск подсвечивал муж. Так мы шли, шли, шли… И ещё шли… И ещё… И…

По моему внутреннему уверенному убеждению уже должны были прийти, но почему-то не приходили. Сил, бережно припасённых организмом на обратный путь, уже не осталось, а лагеря всё не было. Не было даже намёка на его отдалённое присутствие – ни огонька вдалеке, ни голосов «соплеменников». Лишь непроглядная тьма да тревожный крик какой-то птицы.

Оттесняя друг друга и царапаясь острыми коготочками, в душу заползали дикие, безумные подозрения: магия трансильванских гор спрятала от нас лагерь, и мы его прошли; мы попали в параллельную реальность и лагеря вообще нет; мы тупо заблудились. От таких мыслей становилось как-то не по себе. Но проводник уверенно вёл нас вперёд. И мы, конечно же, пришли.

Каждый поход в горы даётся мне тяжело, очень часто возникает желание сесть и заплакать, но только сейчас я реализовала это желание. Оказавшись в лагере, в своей палатке, я легла и… заплакала. Уж не знаю, то ли от усталости, собственной немощи и бессилия, понимания, что более высокие и сложные горы мне не светят, а может, наоборот, от счастья, что я всё-таки дошла. Но я лежала и плакала, успокаивая себя обещанием, что никогда больше в горы не пойду, не буду над собой так издеваться.

Новый день заставил собраться. С мыслями, с силами, а также собрать вещи и двинуться в путь. Теперь уже обратный, к оставленным внизу бусам.

(Милые ослики пришли осведомиться, как у нас дела)

По пути решили посетить обитель монаха-отшельника Аресения Бока, которую он выдолбил в скале на высоте около 100 м. Я не пошла, поленилась. И не одна я.

DSCN9785.11
(Всё-таки тяжёлый день был вчера)

Спускаться вниз через лес, любуясь по пути бурной горной рекой да стекающими с гор узкими ручьями-водопадами  – одно удовольствие.

Вообще весь этот день выдался приятным. И лёгким.

Т.к. наш изначальный маршрут был изменён, и мы не пошли к Трансфэгэрашскому шоссе, но и пропустить такую красоту не могли, поэтому мы туда поехали.

Трансфэгэрашское шоссе (рум. Transfăgărăşan) – горное шоссе, соединяющее румынские области Валахию и Трансильванию.
Грандиозное и весьма дорогостоящее строительство шоссе (1970-1974 гг.) изначально задумывалось как военный проект, но в этом качестве себя не оправдало, зато оправдало в другом – как достопримечательность. Теперь посмотреть на него ежедневно съезжается куча туристов. Оно и неудивительно, ведь это шоссе считается одним из красивейших в Европе.

Наверху, практически в самой верхней точке перевала (чуть более 2000 м), всё устроено в угоду туриста – огромная парковка, куча торговых ларьков, кафешки и даже гостиница.  Ведь кроме знаменитого шоссе здесь есть ещё живописное горное озеро Быля (рум. Bâlea).

Спуститься (как, впрочем, и подняться) можно не только по шоссе, а и на канатной дороге.

DSCN9803.11

Но мы спускались тем же путём, что и поднимались, останавливаясь по пути на многочисленных смотровых площадках, дабы ещё раз полюбоваться горной трассой.

На одной из таких остановок вдруг было вспомнено, что у моего мужа День ангела, в честь чего торжественно исполнено «Многая літа» – приятно.

DSCN9798.11

Можно сказать, это была такая красивая точка, или скорее восклицательный знак в нашем походе.
Нет, на самом деле была ещё ночь в цивилизованном кемпинге и романтичные прогулки по старинным румынским городкам Сибиу и Сигишоара, дегустация блюд национальной румынской кухни, но это уже совсем другая история.

P.S. Возвращаясь домой я думала, до чего же странно устроен человек: ещё совсем недавно я, обливаясь слезами, обещала себе не ходить больше в горы с рюкзаком, уж слишком это для меня тяжело. И вот, когда эти самые горы становились всё дальше и дальше, подъём на Молдовяну уже не казался таким трудным, и я всё отчётливее понимала, что вернусь домой, отдохну и… обязательно пойду в горы слова. Дальше и выше!

Время поездки – 26-27 июля 2018 г.

Tags: Карпаты, Молдовяну, Румыния, горы, поход

Posts from This Journal “горы” Tag

promo sk_alla may 5, 2015 17:27 20
Друзья, хочу поделиться радостной новостью – вышла в свет первая книга моего сына. Конечно «книга» - это громко сказано, так, небольшой сборник рассказов о школьных приключениях. И всё же, это подтверждение того, что мечты сбываются! А началось всё с того, что мой сын,…