SkaLLa (sk_alla) wrote,
SkaLLa
sk_alla

Черногория. Крепость Космач и самый роскошный ланч в моей жизни.

По дороге в городок Цетине, бывший ранее столицей Черногории, мы обратили внимание на интересное, похожее на древний замок, здание, промелькнувшее в окне автобуса. Погуглив, узнали – это крепость (форт) Космач (tvrdava Kosmač). Тогда времени на неё не было, но для себя в уме мы сделали заметку «на потом». И вот время этого «потом» настало мы извлекли из недр памяти свою «заметку».

DSCN5350.11

Космач не относится к популярным туристическим объектам, экскурсии здесь не водят, лишь редкие одинокие туристы приезжают сюда в основном на своих/арендованных авто. Хотя на самом деле добраться до крепости довольно просто и на общественном транспорте – от будванского автовокзала регулярно ходят автобусы на Цетине, ехать минут 15-20 до с. Браичи (Brajići), стоимость проезда – 2,5€.

Ещё в автобусе, любуясь раскинувшейся внизу Будвой, мы догадывались, что это только начало, лучшее ещё впереди, но даже представить не могли насколько…

DSCN5286.11

Для «затравки» – Церковь Святого Дмитрия (1340 г.) с возвышающейся над ней крепостью.

DSCN5292.12

DSCN5293.11

DSCN5294.11

А дальше – вверх по закрученной серпантином дороге. Сначала асфальтированной.

DSCN5296.11

Потом – старой австрийской каменистой.

DSCN5299.12

В самом конце – по щебёночной тропе.

DSCN5302.11

А меж тем горы и долины всё больше раскрывали нам свою красоту.

DSCN5300.11

DSCN5304.11

И море…

Ну и, собственно, крепость Космач.

DSCN5309.11

Построена она австрийцами в 1841-1850 гг. для наблюдения и обороны на границе с тогдашней Черногорией. И долгие годы исправно выполняла свою функцию, являясь важнейшим звеном в цепочке пограничных сооружений Австро-Венгрии. О важности этого «звена» говорит и тот факт, что в 1875 г. Космач посетил австрийский император Франц-Йосиф І.

DSCN5344.11

Активно использовалась крепость Австро-Венгрией и в годы І мировой войны, а после, когда империя распалась, эти земли вошли в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г. – Югославия). Так крепость утратила своё значение. На смену пришли упадок, запустение и разрушение. Им в значительной мере способствовало и землетрясение 1979 года.

DSCN5342.11
                            (как сильно отличается "облицовка" от внутреннего слоя стен крепости)

Сейчас крепость находится в полуразрушенном состоянии. Зато, как и все заброшенные объекты, абсолютно доступна для посещения в любое время и совершенно бесплатно.

Крепость расположена на высоте 800 м на холме Космач (отсюда и её название). Столь выгодное расположение даёт прекрасный обзор местности, особенно морского побережья.

Красота такая, что на время вообще забываешь о наличие рядом какой-то крепости. Всматриваешься в морскую даль, медленно переводишь взгляд от Будвы к острову Свети-Стефан…

(остров Св.Николая словно плывущий в море огромный ящер)

Я опомнилась быстрее, а вот муж надолго завис с фотоаппаратом в сторону моря. Так что у меня было достаточно времени для изучения крепости.

DSCN5320.11

DSCN5322.22

DSCN5325.22

DSCN5330,22

Люди, приехавшие сюда на машине, как правило, ограничиваются лишь осмотром крепости, но мы, не обременённые своим транспортом, имели гораздо большую свободу действий.

Дело в том, что через Космач проходит пеший маршрут – Приморская горная тропа Ориен-Ловчен-Румия (Primorska planinarska transverzla (РРТ) Orjen-Lovćen-Rumija). Начинается маршрут от городка Херцег-Нови и заканчивается в городе Бар, рассчитан на 10 дней ходу и назван по 3 горным вершинам, через которые проходит.

DSCN5310.11

Мы решили немного прогуляться вдоль моря и пройти небольшую часть этого маршрута (кстати одну его часть, включающую гору Ловчен, мы в своё время уже прошли). Сейчас наш путь лежал мимо вершины Голый верх (
Goli vrh) к пос. Оградженица (Ograđenica).

DSCN5311.11

Мы хотели прогуляться вдоль моря, но маркированный маршрут указывал на широкую дорогу, уводящую в сторону ОТ моря.

DSCN5354.11

DSCN5357.11
                       (по пути есть оборудованный источник с питьевой водой)

А после развилки с указателями – вообще на узенькую тропку, ведущую в какую-то дикую чащу.

DSCN5364.22

На смену чаще пришёл более культурный молодой лесок и аккуратно выложенная из крупных камней дорожка (точнее то, что осталось от старой австрийской дороги – её укреплённый край).

Небольшой поворот, и вот уже вместо леса отвесные скалы, теснящие тропу к обрыву.

DSCN5371.22

И море… великолепный вид на всю Будванскую ривьеру.
Здесь мы решили остановиться и устроить небольшой перекус. Не смотря на более чем скромную еду, смело могу сказать, что это был самый роскошный ланч в моей жизни! Ибо мне ещё никогда не доводилось есть в более живописном месте.

DSCN5378.11

DSCN5382.11
                        (внизу раскинулся так понравившийся мне пос. Пржно)

Перекусив и отдохнув, мы двинулись дальше, продолжая на ходу любоваться морским пейзажем. Но вскоре путь нам преградила металлическая решётка, установленная поперёк тропы, продолжением ей был невесть как смастерённый из веток-палок заборчик.

DSCN5388.11

Кто-то настойчиво не хотел, что бы тут ходили люди. Но почему? Может там небезопасно? Мы неуверенно топтались перед преградой. Что делать? Вернуться или идти дальше?

Тревоги и драматизма добавляли сгущающиеся, готовые опуститься прямо на голову тучи. Но виднеющаяся впереди маркировочная метка звала в путь. И мы, преодолев хлюпкую конструкцию, двинулись дальше.

DSCN5390.11

Рядом с меткой оказалась мраморная плита, гласящая, что некий партизан погиб в борьбе против оккупантов в 1943 г. Почему-то стало неуютно.

В этом месте начинается подъём на вершину Голый верх. Но подниматься сейчас не было никакого смысла – вершину скрывали непроглядные тучи, и мы продолжили свой путь по тропе, которая завела нас в некрасивый корявый лес.

DSCN5394.11

Не знаю, то ли события здесь происходили какие-то очень нехорошие, то ли ещё что, но находиться в этом лесу было неприятно. Мы невольно ускорили шаг.

Очередной поворот тропы оставил позади поганый лес и открыл нашему взору морской пейзаж.

Вообще надо отметить, тропа петляла беспрестанно, удачно чередуя окружающие нас пейзажи – море-лес-горы-море… Погода тоже не давала скучать, меняясь соответственно маршруту – солнце-тучи-дождик-солнце…

Возникшая вновь старая австрийская дорога снова завела нас в лес. Тоже необычный, но уже совсем другой – то тут то там меж деревьев проступали огромные каменные глыбы, внимательно вглядываясь в замысловатые формы которых, при достаточно развитом воображении, можно узреть что угодно.

DSCN5406.11

DSCN5412.11

DSCN5417.11

DSCN5422.11

Поворот тропы – и море…

А потом горы…

Море дарит приятную расслабленную негу, горы дают силу…

Новый выход к морю – новый ракурс уже знакомых мест. Как далека теперь от нас Будва и каким близким стал Свети-Стефан.

Тропа, меж тем, начала плавный спуск, намекая на скорое завершение нашего пути.

Впрочем, завершение оказалось не таким уж скорым. Мы ещё прошли мимо женского монастыря Святого Спиридона (монастырь совсем небольшой и сравнительно новый – построен в 1902-1906 гг. и отреставрирован в 1998-2006 гг., находится недалеко от с. Оградженица).

DSCN5436.11

DSCN5438.11

DSCN5440.11
           (вот так незаметно мы уже прошли 10 км от с.Браичи)

А потом ещё долго петляли по горной грунтовой дороге.

DSCN5443.11
                     (воооон оттуда мы пришли)

DSCN5446.11

DSCN5448.11

DSCN5452.11                 (кто-то заботливо оборудовал место для умиротворённого созерцания морских красот)

Пока не вышли на более сносную дорогу, ведущую в монастырь Рустово. В монастырь мы не пошли, хотя он был совсем рядом, потому что уже были в нём, да и выглядели уж больно неподобающе.

DSCN5453.11

Поэтому мы продолжили спуск, и в конце концов вышли прямо к острову Свети-Стефан.

Глупо было бы не воспользоваться местным пляжем. Так что остаток дня мы провели отдыхая, загорая и купаясь, а заодно любуясь самым популярным островом Черногории. А потом на рейсовом
автобусе Mediteran Express за 1,5€ с человека вернулись в Будву.

P.S. Наш пеший маршрут: Браичи (Brajići) – Космач (Kosmač) – Оградженица (Ograđenica)/Манастырь Св.Спиридона – Свети-Стефан (Sveti Stefan), составил ок. 15 км.

Время поездки – 17 июля 2016 г.

Другие отчёты про Черногорию:
1. Первые впечатления.
2. Будва. Старый город.
3. Пляжи Будвы.
4. Ещё немного Будвы.
5. Остров Святого Стефана и ещё парочка святых мест.
6. Экскурсия по Бока-Которскому заливу.
7. Мини-Монтенегро.
8. Снова Будва.
9. Визитная карточка Черногории.

10. Морская прогулка вдоль Будванской ривьеры.

11. Каньоны Черногории.

Tags: Черногория, горы, замки-крепости, море, поход, руины

Posts from This Journal “замки-крепости” Tag

promo sk_alla may 5, 2015 17:27 20
Друзья, хочу поделиться радостной новостью – вышла в свет первая книга моего сына. Конечно «книга» - это громко сказано, так, небольшой сборник рассказов о школьных приключениях. И всё же, это подтверждение того, что мечты сбываются! А началось всё с того, что мой сын,…